«Поймать» и сохранить звук

Как и нотная запись, музыкальная стенография опиралась на человеческий слух. Но и у него есть ограничения. Мы не можем уловить быстрые изменения частоты звука. Мы не слышим очень короткие паузы. Ну а запись песен особыми значками? Чем она не устраивала зоологов? Она передавала только ритм и темп песни. А комбинированный метод? Он был сложен. Однако единственным ли прибором зоологов были собственные уши?

Веками люди пытались «поймать» и сохранить звук, а сделать это смог американский изобретатель Томас Элва Эдисон. В декабре 1877 года он закончил работу над «говорящей» машиной. Через три месяца фонограф демонстрировался во Франции на специальном заседании Академии наук. Первый в мире аппарат, который записывал и воспроизводил звуки, состоял из цилиндра, барабана, покрытого оловянной фольгой. На этой фольге звук «чертил» бороздку. В рупор произносили слова, а на другом конце его находилась мембрана, соединенная с иглой. Под давлением звуковых волн мембрана колебалась, игла оставляла на фольге углубления. Когда надо было прослушать запись, иглу ставили на звуковую дорожку, барабан опять вращали, и мембрана излучала звуки.

Чудо-машины фонографы победно шествовали по миру. Они запечатлевали голоса Уильяма Гладстона - премьер-министра Великобритании, величайшей французской актрисы Сары Бернар. В 1886 году на фоновалик наговорил речь первый рейхсканцлер Германской империи Бисмарк. Чудо-машины записывали фольклор. А в 1905 году английская «Фоногазета» известила, что в Лондоне открывается училище, куда могут «поступать» попугаи, «желающие» научиться говорить. Давать им уроки будет фонограф. В это время у фонографа был уже конкурент: граммофон. В 1888 году немецкий инженер Э. Берлинер сделал грампластинку. Прообразом ее стал фоновалик, а канавки с записью звуков на пластинках того времени шли только по одной стороне.

В конце XIX века стрекотание сверчков и кузнечиков слушали зимой, когда все насекомые спали. В конце XIX века фонограф помогал изучать крики обезьян. А в 1898 год он воспроизводил голоса птиц на XVI Орнитологическом конгрессе США. Начали использовать и грамзаписи. В первый раз песню соловья в России записали в 1912 году. Фонограф был переносным аппаратом. Однако он мало что мог дать специалистам. С такой техникой практически невозможно было работать там, где жили животные.

Мытарства закончились в общем недавно. Появились магнитофоны - и все проблемы были решены. Портативный магнитофон - невелика ноша, и он мгновенно начинает записывать звуки. О качестве записей говорить не приходится. Другое преимущество этих записей: ими пользуются долго. И последнее их громадное достоинство. Наконец-то отпала нужда спорить, какие именно звуки донеслись. Даже ученые, которые живут в разных странах, исследуя запись «спорной» песни пеночки-теньковки, получают одинаковые результаты. Специальные приборы делают звуки, записанные на магнитную ленту, видимыми. Для обыкновенного человека «картинки», которые получаются, просто «картинки», иногда красивые, иногда непонятная мазня, но специалист, глядя на такие «картинки», способен даже имитировать звуки, изображенные на них.

А главное - звуки эти можно тщательно анализировать, можно дать им объективную характеристику. И вот итог: за последние три десятилетия биоакустики узнали о голосах животных гораздо больше, чем за все предыдущие века.

Что такое библиотека? Это известно каждому. А что такое фонотека? Это тоже хранилище, но хранилище запечатленных звуков. Год от года растут коллекции магнитофонных записей голосов животных. В фонотеках нашей страны, в фонотеках мира собраны сейчас тысячи записей песен, криков, любых звуков животных, представлены обитатели всех морей и континентов.