Охотники и рисунки древнего человека

На Днестре строили ГЭС. Вода должна была затопить уникальное место. Сорок с лишним тысяч лет назад здесь жили неандертальцы. Остатки жилищ, кострищ, кремневые изделия, терки, отбойники - все подтверждало это. Из земли извлекли уже немало предметов, когда с девятиметровой глубины достали кость мамонта, его лопатку. Лопатка оказалась необыкновенной: на поверхности ее кто-то сделал насечки, ямки, лунки, выгравировал зигзаги, квадраты, провел черные линии, - а в общем получилась целая сюжетная композиция, в центре которой линии образовывали контур животного, похожего на оленя. Это было сенсационное открытие. Получено первое неопровержимое доказательство: неандерталец мог не только расписать резными линиями и краской кость мамонта, но и изобразить фигуру животного.

На берегу Днестра археологи нашли кости разных животных. Как и их предшественникам, неандертальцам охота давала все самое необходимое: мясо, шкуры, даже жилье получали они, одержав победу над зверем, превосходящим их по силе и величине. Но как выглядели животные, на которых охотились древние люди? Лопатка мамонта попала в руки археологов в 1976 году. Сказать совершенно определенно, кто изображен на ней, нельзя. А за сто два года до этого события испанский сеньор Марселино де Саутуола побывал на выставке в Париже, где глазам его предстали орудия и украшения первобытных людей. И Саутуола вспомнил, что несколько лет назад слуги его во время охоты наткнулись на большую подземную пещеру неподалеку от селения Альтамира. Саутуола решил заняться раскопками в ней. В один из дней пятилетняя дочь Саутуолы Мария попросила отца взять ее с собой. Отец работал, девочка бродила по пещере. И на потолке она увидела изображения быков. Саутуола, которого позвала Мария, был поражен, почувствовав на себе взгляд быка, полный ужаса. Бизоны, кабан в «летящем галопе», оленуха, лань. Картины казались совсем свежими. Они были нарисованы красной и черной красками.

Необычайно выразительные рисунки, изображающие бизонов, диких лошадей, горных козлов, северных оленей, давно покинувших Землю мамонтов были обнаружены позже в десятках пещер. Люди, создавшие эти шедевры искусства, жили тысячелетия назад, но после неандертальцев. Их картины необыкновенно точны, и по ним очень легко определить любой вид животных. Наши предки были людьми на редкость наблюдательными. Еще одно доказательство этого: они хорошо знали, когда и как кричат животные, и давным-давно поняли, какую пользу можно извлечь из этого знания.

Египетский художник в XV веке до новой эры изобразил на стене некрополя Менна сцену охоты. На челне в зарослях тростника охотник, который держит левой рукой за ноги баклана, а в поднятой правой его руке - оружие, напоминающее бумеранг. Баклан кричит. Услышав ею крик, извещающий, что он попал в беду, покидают тростники встревоженные утки. И охотник бросает оружие в птиц, слетевшихся на голос баклана. Охота удачная: головы двух уток безжизненно опущены.

Но напугать животных можно было и иначе. В Таджикистане у входа в ущелье, проложенное невзрачным ручьем Зараутсаем, есть грот, стены которого расписаны рисунками. Вот стремительно бегут быки, которых атакуют собаки. Невдалеке от них - еле намеченные стилизованные фигурки охотников. Они натягивают луки - и впиваются уже стрелы в быков. А с двух противоположных сторон идут к быкам какие-то люди в капюшонах, напоминающих колокол. Они участники охоты, в этом нет сомнения, однако вместо луков у них нечто вроде трещоток.

Рисунки появились на стене пещеры примерно десять - пять тысяч лет до нашей эры. Судя по всему, фигуры в капюшонах - женщины. Они создают трещотками шум и гонят животных в нужном для охотников направлении.

А вот более древняя находка. В Хакасии, у восточных отрогов Кузнецкого Алатау, на берегу речки Белый Июс, археологи нашли в землянке, сооруженной тридцать четыре тысячи лет назад, инструмент из кусочка железной руды - гематита. Человек, живший в этой землянке, изготовил что-то очень похожее на свисток или на наконечник флейты. Археологи показали свою находку местному охотнику и услышали: «Это напоминает манок. Такие свистульки используются при охоте для подманивания рябчиков и тетеревов».

Свистульками подманивали и перепелов, и кроншнепов, и уток. Искусство изготовления манков передавалось из поколения в поколение, а делали их из перьев, очищенных косточек, стеблей злаков.

Когда начинался пролет гусей, охотники пользовались «берестечком» - тонкой полоской бересты. Чтобы стала она эластичной, ее проваривали в жирном супе. Манки, предназначенные для оленей маралов, изготавливали из кедра. Смастерив «свирель», охотник играл на ней, втягивая воздух в себя. С незапамятных времен охотники добивались неплохих результатов и без манков. Они сами имитировали звуки, издаваемые животными. Подражая голосу утки, подзывали селезня, а копируя крик раненого зайца, - лису.

Каждую осень уходили в дальнюю тайгу на промысел диких северных оленей эвенки. Они брали с собой «манчика» - домашнего северного оленя. Но охотники, у которых его не было, не очень страдали от этого. Они умели хорошо копировать «рюханье» оленя. До сих пор, отправляясь весной на ток тетсрснои, охотники прибегают к веками испытанному способу: подбираются поближе к птицам и подманивают их, бормоча и чуфыкая.